Театральная афиша, октябрь 2011
Елена Левинская
Желаете нахохотаться, слившись с переполненным залом нарядных сограждан, то и дело взрывающихся аплодисментами? Тогда поспешите на антрепризный «Лес» в постановке Романа Самгина. Антреприза, существующая без госдотаций и вне репертуарных театров, тем и хороша, что честно старается рассмешить публику, бросая на это благородное дело известных актеров, которые шпарят как могут. Но здесь случай особый: классика — редкий гость в антрепризе. Постановщик определил жанр комедии Островского как «русский бурелом» — и не обманул. Сцена уставлена репродукциями в золотых рамах — сплошной Шишкин, с мишками и без. В этой чащобе закипает комическая страсть пожилой помещицы к молоденькому. Даму за сорок классики полагали «почтенной», а то и старушкой, смех и грех, если такая вдруг влюбится, но сегодня связью «ягодки опять» с юношей уже не насмешишь. Поэтому Мария Аронова, по-эстрадному сочно играющая помещицу, делает ставку на непомерную похотливость героини. В попугайского раскраса юбках, жаркая как печь и пышная как клумба, буйная тетка умиротворяется, лишь женив на себе возлюбленного недоросля (Родион Вьюшкин), который из сущего барашка тут же преображается в наглого вальяжного хлыща.
В этот бурелом забредают два артиста погорелого театра — трагик Несчастливцев (обожаемый публикой Валерий Гаркалин) и комик Счастливцев (не менее обожаемый Сергей Фролов), оба пьяницы. Впрочем, оба прекрасны душой, одно слово — артисты! Похоже, именно о братстве бродячих актеров, о театре как потешном действе, иначе говоря, о великой и ужасной антрепризе постановщик и замышлял свой спектакль. Отсюда густая, на грани самопародии игра актеров на публику, а тому, кто выкрикнет монолог с особым шиком, партнер втихаря показывает большой палец; отсюда нарочно забываемый текст роли и картинные позы только-только принятой в актрисы девчонки Аксюши (талантливая Евгения Крегжде). Отсюда же откровенная условность декорации, аляповатой до жути, зато удобной в перевозке из Вологды в Керчь. Правда, замысел воплотился не вполне: заморочки режиссуры доброй антрепризе только вредят. Было бы весело публике. А ей весело!